В лаборатории включали вентилятор и на фоне этого сигнала вводили животному морфий, вызывающий тяжелые реакции. После ряда этих сочетаний только одно включение вентилятора вызывало типичную картину отравления морфием. Анализируя результаты опыта, И. П. Павлов спрашивал: как это может быть? Условный рефлекс, который является высшей формой приспособления организма (а значит, и его защиты), вдруг сам разрушает организм и приводит к его гибели. Почему же так получается? Нет ли здесь противоречия? И отвечал: нет в данном случае экспериментаторы «перехитрили» природу. Искусственно созданные необычные условия породили в организме болезненные сдвиги.
Но бывает, не только экспериментатор, а и жизненные обстоятельства заставляют условные рефлексы работать во вред. Вот один из житейских примеров возникновения условного патологического рефлекса. Мальчик закончил четвертый класс с отличными оценками. Обрадованные родители хотели доставить ребенку максимум удовольствия, и отец сказал: «Этот день - твой день!»
- Что значит «мой день»? - удивился мальчик.
- Все, что ты захочешь, будет немедленно исполнено!
- Тогда пойдем в кино!
- И только? - удивился отец.
- Там видно будет, - последовал ответ.
В кинотеатре мальчик побежал в буфет и потребовал пирожное, затем шоколад, мороженое. Отец встревожился:
- У тебя живот заболит!
- Ты же сам сказал, что это мой день - твердил мальчик. Пришлось выполнять обещание.
С переполненным желудком вошел мальчик в кинозал. Погас свет. И в этот момент сработал врожденный защитный рефлекс - желудок освободился от излишков пищи, началась сильнейшая рвота. Случайно два явления совпали: выключение света и рвота. Это сочетание привело к образованию патологического условного рефлекса: всякий раз при посещении кинотеатра, как только в зале выключали свет, у мальчика немедленно начиналась рвота, хотя умудренные печальным опытом родители стороной обходили буфет. Отказались от посещения кино. Однако рефлекс оказался устойчив: рвота возникала в любом случае, когда гасили свет. Чтобы ребенок мог спокойно спать, пришлось на ночь оставлять невыключенной электрически лампочку. Дальше - больше: изменение освещения влекло за собой такую же реакцию. Закроет туча солнце - рвота. Войдет ребенок с улицы в коридор - рвота. И так продолжалось до тех пор, пока вдумчивый врач при тщательном обследовании не выяснил истоки болезни. Несколько недель направленного лечения позволили затормозить этот патологический условный рефлекс, и ребенок стал нормально реагировать на изменение освещения.
...23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло наводнение. Разбушевавшаяся стихия угрожала лаборатории И. П. Павлова. С огромным трудом удалось спасти подопытных собак. Но чрезвычайная ситуация вызвала у них срыв высшей нервной деятельности, возник невроз. Через несколько месяцев нормальное поведение животных и нормальные условные рефлексы восстановились. Но если во время опыта экспериментатор лил за дверью воду и на полу комнаты, где находились животные, пережившие наводнение, растекалась лужа, они начинали биться, метаться, то есть возобновлялись признаки невроза. Собаки, не испытавшие стихийного бедствия, на это не реагировали.
И. П. Павлов говорил, что в коре больших полушарий животного сохранился изолированный больной пункт, чувствительность которого сильно обострилась.
Подобные больные пункты в мозгу возникают и при действии сигналов, идущих из внутренних органов. Когда нарушаются функции того или иного внутреннего органа - сердца, желудка, поджелудочной железы, например, это не проходит бесследно для мозга. Сигналы из поврежденного органа достигают коры больших полушарий и могут сформировать изолированный больной пункт, связанный с пораженным органом. Этот пункт как бы притягивает к себе самые разнообразные раздражения, на которые рефлекторно, большей частью болезненно реагируют пораженный орган или разладившаяся функция организма, послужившие причиной возникновения изолированного больного пункта.
Так бывает, скажем, когда часто травмируется аппарат, регулирующий уровень артериального давления. Повторяющиеся ситуации, которые вызывают его подъемы, повторяющиеся эмоциональные стрессы могут постепенно привести к повышению возбудимости определенных центров в коре головного мозга. Впоследствии лишь намек на давнюю неприятную ситуацию, неуместно сказанное слово вызывают у человека резкую болезненную реакцию, в то время как для другого подобные воздействия пройдут незамеченными. Формируется индивидуальная реактивность, чувствительность, порой даже патологическая ранимость. Неосторожным словом легко вызвать у такого человека расстройства, которые надолго выведут его из строя, обусловив глубокие изменения в организме.