Каждый здоровый человек рождается со способностью произносить звуки. Но реализуется эта способность или нет, зависит от внешних условий. Речь развивается, как результат общения ребенка со взрослыми. Первые слова ребенок произносит к концу первого года жизни. И хотя словарный запас быстро увеличивается (в среднем до 60—200 слов к полутора—двум годам) возможность ребенка говорить еще довольно долго отстает от возможности понимать слова другого.
Для произнесения звуков необходима скоординированная работа мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани и дыхательной мускулатуры, которые и составляют артикуляционный аппарат.
Одним из органов этого аппарата является гортань. Она находится в верхней части трахеи, примерно в центральной части шеи. Гортань заключена в хрящевую оболочку. Над ней расположен надгортанник, листовидный хрящ гортани, который контролирует проход из задней части горла в гортань, препятствуя попаданию пищи в трахею. Этот проход называется голосовой щелью.
Речь рождается посредством колебаний находящихся в гортани голосовых связок. Одновременно голосовые связки выполняют функцию клапана, который закрывается во время процесса пищеварения, защищая вход в легкие, и открывается в процессе дыхания.
При произнесении звука голосовые связки начинают вибрировать под воздействием воздуха. Окончательно же звуки оформляются с помощью горла, носа и рта. По форме голосовые связки напоминают губы: они открываются и закрываются при прохождении через них воздуха. Одним концом голосовые связки неподвижно прикреплены к части адамова яблока — щитовидному хрящу. Другой их конец соединяется с так называемыми черпаловидными хрящами.
Когда мы произносим звуки, череп выступает как своеобразный резонатор, поэтому мы воспринимаем свой голос не так, как окружающие нас люди. Вот почему, услышав свой голос в записи, мы обычно удивляемся.
Выполнение речевых движений регулируется специальными речевыми центрами, которые находятся в коре доминантного (левого у правшей) полушария головного мозга. Этот участок включает в себя двигательный речевой центр, посылающий сигналы мышцам рта и горла, и чувствительный речевой центр, отвечающий за обработку поступающих по нервам звуковых сигналов из ушей. Рядом с этими центрами находятся участки, координирующие зрение (благодаря его работе мы понимаем написанное), слух(обеспечивает понимание услышанного) и координацию кистей рук (например, при письме). Таким образом, общение между людьми представляет собой очень сложный процесс, в котором задействовано множество систем нашего организма.
В разговоре для начала нам необходимо понять сказанное другим человеком. Для этого, во-первых, слова расшифровываются в чувствительном речевом центре, затем уже другие участки головного мозга сначала распознают их, а потом там возникает ответное сообщение. Однако прежде чем оно будет высказано, предстоит значительная работа двигательного речевого центра и ствола головного мозга. Последний обеспечивает двойной контроль: межреберных мышц, расширяющих легкие, и мышц живота, регулирующих величину давления воздуха. Одновременно двигательно-речевой центр контролирует работу голосовых связок. Громкость произносимого звука зависит от скорости, с которой воздух проходит через голосовые связки: чем выше скорость, тем громче звук, и наоборот. Окончательное же формирование звуков зависит от движений губ, языка и мягкого нёба. Эти движения также находятся под непосредственным контролем коры головного мозга.