Для заводского цеха так же, как и для учебного класса, лаборатории или любого другого производственного помещения, установлены нормы освещенности.
Нормы эти дифференцированные. Совершенно очевидно, что стол, за которым работает часовщик, должен быть освещен лучше, чем, например, верстак столяра. Ведь мельчайшие детали часового механизма требуют гораздо большего напряжения зрения.
Каждый знает, что белая нить, к примеру, четко видна на черном фоне и почти неотличима на светлом.
Контрастную чувствительность глаза можно повысить, увеличив количество света на рабочем месте. Кроме того, имеет значение и третий фактор: светлые или темные сами объекты труда. Темные объекты того же размера, что и светлые, требуют большего освещения. Поэтому и нормы освещенности меняются в зависимости от всех трех факторов.
Нормируемые величины освещенности колеблются от 50 до 5000 люксов. Диапазон огромный! Однако, чтобы создать хороший световой климат на производстве, мало обеспечить только достаточное количество света. Не менее важно позаботиться о высоком качестве освещения.
Светильники в цехе, лаборатории располагайте так, чтобы они не попадали в поле зрения работающих. Так же надо размещать и предметы, на поверхности которых возникают слепящие блики.
Все станки, оборудование, стены должны быть освещены равномерно. К тому же и яркость предметов должна быть более или менее одинаковая. Если в поле зрения работающего есть предметы слишком темные, глазам приходится чрезмерно напрягаться. Если же, наоборот, чересчур яркие, слепящие, после того, как посмотришь на них, трудно различать окружающие предметы. Возникает зрительный дискомфорт. А, как известно, дискомфортные условия повышают зрительное и общее утомление, а значит, снижают производительность труда.
Нельзя не привести такой пример. На одном из предприятий производилась сборка полупроводниковых приборов. Детали, с которыми имели дело работницы, очень малы, размер их достигал всего 20 микрон (одна тысячная доля миллиметра), и поэтому операцию выполняли под микроскопом.
Вот схема производственного процесса. Работница берет пинцетом детали со столешницы и кладет их на предметный столик микроскопа. Закончив операцию, она переводит взор на столешницу, опять берет деталь, переносит ее к микроскопу и так много раз за смену. А поскольку столешница была освещена значительно слабее предметного столика микроскопа (300 люксов против 5100), глазам приходилось много раз переадаптироваться (приспосабливаться) после взгляда на темную столешницу к более яркой поверхности предметного столика микроскопа. На это уходило время, а если помножить его на число таких операций, то немалое! У работниц к концу смены очень утомлялись глаза.
Чтобы облегчить условия труда, увеличили освещенность столешницы в десять раз - до 3 тысяч люксов. Эта простая мера дала отличные результаты. Работа перестала вызывать значительное утомление, а время, затрачиваемое на одну операцию, резко сократилось: у работниц с трудовым стажем до 3 лет - на 18,6 процента, а у более опытных - на 20,9. Производительность труда увеличилась соответственно на 22,9 и 26,4 процента.