О задержке развития можно говорить, когда к 13,5 года еще нет признаков развития молочных желез и полового оволосения, а к 15,5 года — не начались менструации; об ускорении, когда у семилетней девочки развиваются молочные железы и половое оволосение, а у девятилетней появилась менструация. И в первом, и во втором случае надо обязательно проконсультироваться с врачом.
Как ни важны сами по себе процессы физического развития, родители сталкиваются не столько собственно с ними, сколько с тем, как девочка переживает свое развитие. Психологически это период «линьки», перестройки «образа физического Я». Развивающееся тело доставляет множество новых и непривычных ощущений, которые могут не только радовать, но и вызывать напряжение. Этим незнакомым и быстро меняющимся телом становится труднее управлять, и недавние гибкость и пластичность сменяются угловатостью и неловкостью. Ко всему надо привыкнуть, во всем освоиться." Чтобы стать собой — новой, надо перестать быть собой — прежней. Стать девушкой — перестать быть девочкой. Это внутреннее, обычно мало осознаваемое самой девочкой противоречие между «быть и не быть». Понятно, что оно может вызывать психическое напряжение, проявляющееся сложной и порой причудливой, затрудняющей общение смесью утомляемости, раздражительности, растерянности, встревоженности, колебаний настроения.
В возрасте 10—12 лет девочка может стать «грязнулей»; ее приходится заставлять мыться, менять белье, ухаживать за собой. Конечно, это не так выражено и конфликтно, как бывает у мальчиков, но все же. Что движет таким поведением? Смутное чувство тревоги, рождающееся в переживании телесных изменений, заставляет противиться всему, что (пусть даже только в воображении) может угрожать телесной целостности и неизменности, избегать всего, что так или иначе является изменением тела или задерживает внимание на нем. Конфликтов вокруг этого тем меньше, чем более глубокой привычкой стали гигиенические навыки в более раннем возрасте, чем яснее родители понимают сложность происходящего с дочерью. В течение года или двух лет от вас потребуются терпение и настойчивость. Как и в другие кризисные моменты развития, в этот период родители должны решить две задачи: преодолеть возникшие трудности (задача момента) и не ослабить, не нарушить, а по возможности углубить и упрочить контакт с ребенком (задача стратегическая). В борьбе за гигиену уместно ограничиться разумным минимумом требований к дочери, не нарушающим контакта.
С началом быстрого роста, когда изменения тела станут явными и будут переживаться вполне осознанно, появятся новые проблемы, а гигиенические трудности сойдут на нет. Теперь телесное развитие будет барометром, по которому девочка оценивает правильность и свое-временность своего сексуального развития. Оно, по точному замечанию И. С. Кона, становится стержнем, вокруг которого конструируется самосознание подростка.
По материалам сайта donotsneeze.ru