Малыш решил построить домик из кубиков, но его постройка сразу рассыпалась, и он бросил кубики; начал заводить машину, но ключ взял от другой игрушки, машина не завелась - он оставил ее; принялся раскрашивать картинки и тоже вскоре бросил. Вот в таких случаях следует вмешаться в его игры, подсказать, помочь, побудить его выполнить то, что задумал.
Привычка отступать перед малейшими трудностями, делать только то, что дается без усилий, будет очень мешать ребенку, когда он станет школьником: ведь для того, чтобы выполнить упражнение, решить задачу, нужно много усилий. И надо обязательно, чтобы он старался, пробовал различные варианты, упорно трудился. Помогать школьнику в учении - значит приучать его к настойчивой работе, а отнюдь не подсказывать ему решение.
Не делайте за ребенка того, что он может и должен делать сам. Наблюдайте за тем, чтобы он и в увлечениях, и в играх, и в труде доводил начатое дело до конца. Только в осознанной, целенаправленной деятельности и может сформироваться настойчивость.
Не надо путать настойчивость с упрямством. Дети очень эмоциональны, их психика особенно ранима и чувствительна.
Взрослые могут жестоко обидеть ребенка, вполне, как им кажется, добродушно, подшучивая над особенностями его внешности - веснушками, курносым носом, низким ростом. Даже то, что вы невнимательно слушаете сына или дочь, когда они хотят вам что-то рассказать, или, занятые своими мыслями, отвечаете невпопад, обижает их.
Однако иногда ребенок обижается, не имея на то оснований. Товарищи, допустим, исключили его из игры, потому что он нарушал правила; педагог поставил плохую оценку, потому что ответ не заслуживал лучшей; сестренке или братишке оказали какое-то предпочтение, потому что они младше или нездоровы... Обида в таких случаях - следствие неумения разобраться в создавшихся обстоятельствах. Надо обязательно разъяснить ребенку его ошибку, доказать, что у него нет оснований обижаться.
Чрезмерная обидчивость - плохая черта, она осложняет жизнь человека, его взаимоотношения с окружающими. Мягкое, чуткое отношение к ребенку не исключает требовательности к нему. Важно лишь, чтобы предъявляемые требования были справедливы.